Подпишитесь на наш телеграм канал

Запись на мероприятие

Пожалуйста заполните форму регистрации полностью, чтобы мы подготовили для Вас бейдж участника

Посетили мероприятие?

Расскажите, как Вам вебинар?
Напишите, что нам улучшить?

Подписывайтесь на наши соц сети чтобы быть в курсе предстоящих мероприятий

О внесении изменений в Правила обучения по охране труда

05.12.2022

Автор:
Савинов Владимир Вениаминович - Вице-президент Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», вступившее в действие 1 сентября 2022 года, потребовало от правоприменителей существенных усилий в правоприменении. Возможно, именно практика правоприменения и обусловила необходимость внесения изменений в это постановление уже через 3 месяца от момента вступления.

Итак, на портале regulation.gov.ru опубликован 25 ноября 2022 г. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», ID проекта 02/07/11-22/00133805. Основание для разработки проекта акта поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № ДГ-П36-19482.

Планируется вступление этих изменений в силу с 1 сентября 2023 г. и их действие до 1 марта 2026 г.

Проектом постановления уточняется требование о прохождении работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, только при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда.

В пункте 61 действующего постановления присутствует требование: «проводится по требованию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

Уточнение формулировки в п.61 постановления существенно: с его принятием точно определено, где искать ответ на вопрос: нужно ли проводить внеплановое обучение по основанию опубликования утвержденного нового нормативного правового акта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации? Ныне действующая формулировка оставляла правоприменителя с вопросом ждать ли еще одного приказа с требованием о необходимости прохождения работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, если в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации такое требование отсутствовало. Учитывая требования ФЗ 247 о том, что должно быть не менее 90 дней между опубликованием НПА и его вступлением, и эти не менее 90 дней нужны, чтобы подготовиться в вступлению НПА (в том числе провести внеплановое обучение по охране труда), то теперь при вступлении в силу предлагаемых изменений правоприменитель сразу из опубликованного НПА узнает – нужно ли проводить внеплановое обучение.

Вторым пунктом изменений является уточнение об учете дистанционных работников при расчете минимального количества работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Графу «Среднесписочная численность работников организации» приложения № 4 постановления 2464 дополнить сноской:

«<***> Без учета работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.».

Министр труда Антон Котяков заявил в ходе общественного обсуждения поправок о дистанционной работе в Трудовой кодекс на площадке партии «Единая Россия».

«В пиковые периоды нерабочих дней, по данным оперативного мониторинга на портале «Работа в России», почти 11% трудоустроенных граждан работали удаленно. Это почти 6 млн человек. Сегодня продолжают работать удаленно порядка 9,5% трудоустроенных граждан - свыше 5 млн человек. По нашим прогнозам, до 5% трудящихся останутся работать удаленно. Это создает необходимость регулирования дистанционной занятости. Обеспечив правовые механизмы для оформления удаленной занятости, мы поможем организациям более гибко реагировать на изменяющиеся условия современного рынка и повысим социальную защищенность граждан», – сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Министр отметил, что за 3 месяца в Роструд поступило свыше 330 тыс. запросов от работников и работодателей, 90% из которых носили консультационный характер. При этом большая часть вопросов была связана с организацией удаленной работы.

В настоящее время дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сети "Интернет", и сетями связи общего пользования (часть первая ст. 312.1 ТК РФ).

С 1 января 2021 г. термины "дистанционная работа" и "удаленная работа" официально стали синонимами.

Для признания работы дистанционной (удаленной), она должна соответствовать следующим критериям:

  • Трудовая функция должна выполняться вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
    Под местом нахождения для целей ТК РФ понимается не местность в целом, а конкретный адрес, что следует из анализа ст. 57 ТК РФ. Таким образом, выполнение дистанционной работы возможно не только в другом, но и в том же населенном пункте, в котором находится работодатель или его подразделение. Главное, чтобы работа не осуществлялась на подконтрольной работодателю территории (см. консультации Роструда).
  • Для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по рабочим вопросам должны использоваться информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сети "Интернет", и сети связи общего пользования.
    Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, который может включать в себя телефонные сети, иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (ст. 13 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п. 3 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 N 29).

Учитывая вышесказанное, и второе изменение постановления 2464, предлагаемое к обсуждению – также существенное.

В заключение проанонсирую планируемую в рамках 26 Международной выставки в сфере охраны труда и промышленной безопасности БИОТ 2022, Панельную дискуссию «Обучение по охране труда в новых реалиях. Прорыв или тупик?»

Дискуссия состоится 6 декабря 2022 года, в 12.20-14.00, Павильон 7, Конференц-зал "Театр". Модератор: Цирин И.В.

Цель: подготовить резолюцию дискуссии, в которую внести еще предложения об изменениях в постановление 2464 и, возможно, в постановление 2334.

7 декабря 2022 года в рамках «Бесед об охране труда» на нашей площадке попробуем подвести итоги.