О внесении изменений в Правила обучения по охране труда
05.12.2022
Автор:
Савинов Владимир Вениаминович - Вице-президент Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», вступившее в действие 1 сентября 2022 года, потребовало от правоприменителей существенных усилий в правоприменении. Возможно, именно практика правоприменения и обусловила необходимость внесения изменений в это постановление уже через 3 месяца от момента вступления.
Итак, на портале regulation.gov.ru опубликован 25 ноября 2022 г. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», ID проекта 02/07/11-22/00133805. Основание для разработки проекта акта поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № ДГ-П36-19482.
Планируется вступление этих изменений в силу с 1 сентября 2023 г. и их действие до 1 марта 2026 г.
Проектом постановления уточняется требование о прохождении работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, только при наличии в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда.
В пункте 61 действующего постановления присутствует требование: «проводится по требованию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Уточнение формулировки в п.61 постановления существенно: с его принятием точно определено, где искать ответ на вопрос: нужно ли проводить внеплановое обучение по основанию опубликования утвержденного нового нормативного правового акта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации? Ныне действующая формулировка оставляла правоприменителя с вопросом ждать ли еще одного приказа с требованием о необходимости прохождения работниками внепланового обучения по охране труда при вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, если в соответствующих нормативных правовых актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации такое требование отсутствовало. Учитывая требования ФЗ 247 о том, что должно быть не менее 90 дней между опубликованием НПА и его вступлением, и эти не менее 90 дней нужны, чтобы подготовиться в вступлению НПА (в том числе провести внеплановое обучение по охране труда), то теперь при вступлении в силу предлагаемых изменений правоприменитель сразу из опубликованного НПА узнает – нужно ли проводить внеплановое обучение.
Вторым пунктом изменений является уточнение об учете дистанционных работников при расчете минимального количества работников, подлежащих обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Графу «Среднесписочная численность работников организации» приложения № 4 постановления 2464 дополнить сноской:
«<***> Без учета работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе.».
Министр труда Антон Котяков заявил в ходе общественного обсуждения поправок о дистанционной работе в Трудовой кодекс на площадке партии «Единая Россия».
«В пиковые периоды нерабочих дней, по данным оперативного мониторинга на портале «Работа в России», почти 11% трудоустроенных граждан работали удаленно. Это почти 6 млн человек. Сегодня продолжают работать удаленно порядка 9,5% трудоустроенных граждан - свыше 5 млн человек. По нашим прогнозам, до 5% трудящихся останутся работать удаленно. Это создает необходимость регулирования дистанционной занятости. Обеспечив правовые механизмы для оформления удаленной занятости, мы поможем организациям более гибко реагировать на изменяющиеся условия современного рынка и повысим социальную защищенность граждан», – сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Министр отметил, что за 3 месяца в Роструд поступило свыше 330 тыс. запросов от работников и работодателей, 90% из которых носили консультационный характер. При этом большая часть вопросов была связана с организацией удаленной работы.
В настоящее время дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сети "Интернет", и сетями связи общего пользования (часть первая ст. 312.1 ТК РФ).
С 1 января 2021 г. термины "дистанционная работа" и "удаленная работа" официально стали синонимами.
Для признания работы дистанционной (удаленной), она должна соответствовать следующим критериям:
- Трудовая функция должна выполняться вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
Под местом нахождения для целей ТК РФ понимается не местность в целом, а конкретный адрес, что следует из анализа ст. 57 ТК РФ. Таким образом, выполнение дистанционной работы возможно не только в другом, но и в том же населенном пункте, в котором находится работодатель или его подразделение. Главное, чтобы работа не осуществлялась на подконтрольной работодателю территории (см. консультации Роструда). - Для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по рабочим вопросам должны использоваться информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сети "Интернет", и сети связи общего пользования.
Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, который может включать в себя телефонные сети, иные сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (ст. 13 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п. 3 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 N 29).
Учитывая вышесказанное, и второе изменение постановления 2464, предлагаемое к обсуждению – также существенное.
В заключение проанонсирую планируемую в рамках 26 Международной выставки в сфере охраны труда и промышленной безопасности БИОТ 2022, Панельную дискуссию «Обучение по охране труда в новых реалиях. Прорыв или тупик?»
Дискуссия состоится 6 декабря 2022 года, в 12.20-14.00, Павильон 7, Конференц-зал "Театр". Модератор: Цирин И.В.
Цель: подготовить резолюцию дискуссии, в которую внести еще предложения об изменениях в постановление 2464 и, возможно, в постановление 2334.
7 декабря 2022 года в рамках «Бесед об охране труда» на нашей площадке попробуем подвести итоги.